ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе Программы Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ»танцевально – игровая гимнастика для детей.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Именно окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Формирование творческой личности существенно для эмоционального и для эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества.
В связи с этим наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание вопросам художественно–эстетического развития воспитанников.
Коллектив ведет постоянный поиск новых форм и методов работы по
художественному – эстетическому развитию воспитанников и их оздоровлению.
Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Кроме того, в период дошкольного детства дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.
Одной из важнейших задач является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.
Решение вышеизложенных задач, возможно в процессе хореографического образования детей дошкольного возраста. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие и т.д.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей.
Цель: Содействие всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.
Задачи:
· Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
· Совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
· Укрепление здоровья.
· Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
· Формирование навыков основных танцевальных движений
· Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
· Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
· Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
· Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы студии «Мини-диско» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.
Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований,заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности–непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
Принцип сознательности и активности,предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала,заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
Принцип гуманностивыражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
Принцип наглядности.На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.
При организации занятий используются методические приемы
активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный
метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой
метод.
Программа кружка рассчитана на детей возрасте 5-6 лет.
Формы работы кружковой работы:
Игрогимнастика,
Танцевально – ритмическая гимнастика,
Мызакально подвижные игры,
Игры – путешествия,
Интегрированная форма работы,
Консультации,
Выступление на родительских собраниях,
Участие в конкурсах различного уровня,
Информация на сайте ДОУ для родителей (законных представителей).
Виды деятельности:
Игровая,
Знакомство с литературой, формирующей художественно – эстетическое развитие детей.
Методы:
Словесный,
Практический,
Наглядный.
Предполагаемые результаты:
· Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;
· Формировать потребность к творческому самовыражению;
· Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях;
· Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
· Повышение работоспособности и двигательной активности;
· Развитие правильной осанки;
· Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.
Система мониторинга
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
· первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре.
· итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.
Педагогическая диагностика
Практика показывает, что регулярный курс занятий хореографией эффективен для профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей старшего дошкольного возраста, способствует раскрытию творческих способностей детей. Первичные результаты отслеживаются в октябре. Оценка эффективности усвоения программного материала происходит на итоговых занятиях в мае.
В конце учебного года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:
· Выразительно исполнять движения под музыку;
· Самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
Уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
· Импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
Точно и правильно исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального
произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену
движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу
других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального
произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но
недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по
залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний– допускает 2-3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий– не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке
При определении уровня подготовленности детей в зависимости от выполнения различных элементов используем оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивается в 3 балла- высокий уровень; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла –средний уровень; неверное, симметричное – 1балл –низкий уровень.
Результаты заносятся в таблицу.
Учебный план.
№ |
Части образовательного |
Время, затраченное |
Количество занятий |
Время, затраченное |
Количество |
|
1. |
« СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально – игровая гимнастика для детей. |
25 мин |
0,5 |
450 мин |
18 |
|
|
Всего: |
|
0,5
|
450 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально – техническое оборудование.
Костюмы: народные, современные, классические.
Атрибуты к танцам: ложки, платочки, балалайки, гармошки, мячи, трости, шары, куклы, шляпы и др.
Картотека с записями музыкальных произведений, согласно тематике занятий; Литература с иллюстрациями, изображающих разные виды танцев;
Презентации о разных видах танцев;
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Москва,
Просвещение, 1991
2. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008)
3. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно – методическое пособие. Н.И. Бочкарёва. 1998 г.
4.«Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкая. 2006 г.
5.«СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально – игровая гимнастика для детей.
Ж.Е, Фирилёва. Е.Г. Сайкина. 2000г.
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
· Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· ФГОС ДО, утвержден Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155,
· Уставом МДОУ детский сад «Сказка» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»