Выступление на тему:
«Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»
Старший воспитатель
МДОУ детский сад «Сказка» Нестерова Л.Ю.
Дата проведения: 05.04.2016г.
(слайд 1) Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация, возрастают требования к качеству дошкольного образования. Это предполагает решение следующих задач:
- проектирование инновационных ДОУ, разнообразных форм взаимодействия ДОУ с социумом;
- вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;
- новые формы взаимодействия с детьми и родителями как равноправными субъектами воспитательно – образовательного процесса;
(слайд 2) Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, которые сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и федеральном государственном стандарте дошкольного образования, наш детский сад решает через использование инновационных методик и технологий развивающего обучения.
Стремительно развивается общество, меняются требования к современному человеку. Сейчас дети должны обладать умением ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и самое важное применять эти знания на практике. Один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации. Поэтому важно научить детей работать сплоченно. Для этого современный детский сад должен обратиться к идеям преобразования образовательного пространства, к инновационным формам дошкольного образования, к индивидуальному развитию ребенка, к повышению компетентности родителей и развитию педагогического коллектива.
Поиск новых инновационных процессов привел нас к использованию в работе инновационных методов и технологий.
(слайд 3) В работе с детьми педагоги используют информационно – коммуникативные технологии, которые являются одним из приоритетов образования.
ИКТ позволяют показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей к изучаемому материалу.
(Слайд 4) Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
- помогает смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.;
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
(слайд 5) В процессе воспитательно – образовательной работы с детьми воспитатели применяют в своей практике как готовые, так и выполненные самостоятельно мультимедийные презентации при реализации образовательных областей, что позволяет больше времени уделять формированию и развитию речевых и коммуникативных навыков у детей.
(слайд 6) В рамках реализации годовой задачи «Развитие речевой и театрализованной деятельности с детьми через проекты» совместно создали медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору, а также медиатеку дидактических игр.
С помощью мультимедийных презентаций разучивают с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления.
(слайд 7) В работе с детьми педагоги используют электронные книги, согласно возрасту детей, такие как: «Терем-теремок», «Волк и семеро козлят», сказки В.Сутеева – «Мешок яблок», «Кошкин дом», «Под грибом».
Использую сайт: https://www.youtube.com/watch?v=Fv_rHwB2n-8.
(слайд 8) Применяют интерактивные игры: сайт: http://www.teremoc.ru/game/gamee.htm.
Развивающие и обучающие игры для детей классифицируют следующим образом:
(слайд 9) - игры для развития памяти, воображения, мышления : "Больше, меньше или равно?", "На лугу", «Рукавичка играет и считает по порядку. Счёт от 1 до 10» и др.
(слайд 10) - игры-путешествия (по пустыне, в космос, в лес и др.);
(слайд 11) - игры по обучению детей грамоте, математике: "Изучаем буквы" «Составляем слова», "Найди пару", «Учим цифры до 10","Соседи числа" ;
(слайд 11) -игровые упражнения по коррекционно – речевой работе с детьми: артикуляционная гимнастика, речевые распевки, игры на автоматизацию звуков и развитие словарного запаса
(слайд 12) - игры на развитие художественно – эстетического восприятия: "Изучаем цвета в Звериной школе", «Раскраска от ДИНО» и др.
Используют и другие формы ИКТ, такие как:
(слайд 13) - Видео ролики по изучению правил дорожного движения;
(слайд 14) Видео – фрагменты, которые позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка вращение планет вокруг Солнца и др.
Таким образом, педагогами создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов.
(слайд 15) При применении ИКТ, соблюдаются условия для сбережения здоровья детей.
Дети общаются с компьютером не более 10-15 минут 2 - 3 раза в неделю.
Регулярно проводятся с детьми гимнастика для глаз.
На протяжении нескольких лет воспитатели и специалисты применяют в работе с детьми метод проектов, так как считаем что это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Проект в переводе с греческого – путь исследования.
(слайд 16) Внедрение метода проектирования позволил сделать следующие выводы: он успешно реализуется в сочетании с образовательной программой в соответствии с ФГОС ДО; является одним из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах и самостоятельную активность детей. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, учится отстаивать и доказывать свою точку зрения. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
(слайд 17): «Труд людей на селе», «Чтобы не было беды», «Вежливый пешеход», «Свойства и качества бумаги», «Рисование песком», «Театр в жизни ребенка», «Эта память будет вечной», «Природа родного края», «Дарите людям доброту», «Постучится сказка в дом», «Книги – театр – дети», «Театр в жизни ребенка» и др.
(слайд 18-23) В работе с детьми используем технологию музейной педагогики. Используем такие формы, как: экскурсии в музеи и на выставки, занятия в мини – музеях.
мини – музеи созданы в сотрудничестве с детьми и родителями. Занятия в мини-музеях способствуют развитию детей, их эстетического воспитания, воображения, творчества и свободной личности.
В детском саду имеются;
«Музей изобразительного искусства»
«Мини – музей старинных кукол»
«Мини - музей книги»,
«Мини - музей потешек»,
«Мини - музей театра»,
«Мини – музее глиняных игрушек».
(слайд 25) Одним из методов, который способствует развитию и становлению личности дошкольника, является арт - терапия. Занятия проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме, используются следующие направление арт – терапии: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Основная цель изотерапии – гармонизация внутреннего состояния личности. Рисуя ребёнок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях (рисование пальчиками, мелками, парафиновой свечкой).
(слайд 25) Сказкотерапия помогает расширять знаний о мире, образования связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни, обладает неисчерпаемым потенциалом, опираясь на естественную потребность ребёнка в познании жизни и поведения людей. Соотнося своё поведение с поведением сказочного персонажа, дети учатся находить верные пути и способы решения сложных жизненных проблем (сочинение и зарисовки сказок, лепка сказочных героев, рисование сказки на песке, придумывание продолжения сказки)..
(слайд 25) Песочная терапия является отличным способом коррекции детских страхов. В процессе игры у детей происходит сглаживание агрессии, предотвращение асоциального поведения. Развивается мелкая моторика рук, как результат активизируется развитие речи детей. (слайд № ).
Музыкотерапию интегрируют с другими областями, задействуют рисование под музыку, музыкально – подвижные игры, пантомимы. Дети под музыку рисуют на свободную тему, пытаются импровизировать свое настроение. Слушая музыку, говорят с детьми о чувствах и эмоциях, которые возникли у детей во время прослушивания. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребёнка, преодолевать эмоциональное состояние, развитие потребности в слушание музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.
(слайд 26, 27) В работе с детьми использую программу «Развитие творческого мышления. Работа по сказке» автора О. А. Шиян. Данная методика помогает развивать фантазию детей, способствует воспитанию творческой личности. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению: обыгрывание сказок с помощью схем, моделей, придумывание загадок и отгадок, создание проблемно – противоречивых ситуаций, рисование иллюстраций к сказке и др.
(слайд 28) Создаем условия в детском саду для внедрения личностно - ориентированной технологии в соответствии с ФГОС ДО через непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительное отношение к нему. Оказываем детям поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д. Способствуем развитию коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший педагог тот, кто забывает о том, что он педагог. Стоит ему отбросить авторитарный тон, проявить подлинный интерес забыть, что он находиться «наверху» и «встать рядом», тогда дети откликнуться и проявят искреннюю заинтересованность в общении.
(слайд 29,30) Образовательная работа в нашем детском саду построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих познавательно - исследовательскую деятельность детей. В группах создана необходимая для проведения исследований и экспериментирования «мини-лаборатории», оснащённые специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д.
Сейчас перед педагогами стоит задача создания единого электронного банка конспектов занятий и иллюстративных материалов, которым можно будет пользоваться при подготовке к занятиям.
Результаты педагогической диагностики показывают положительную динамику развития детей и освоения всех образовательных областей, что говорит об эффективности применения инновационных методов и технологий.
Важнейшим условием успешного внедрения инноваций является методическое обеспечение инновационной деятельности, что предусматривает создание оптимальных педагогических условий для всех участников инновационного процесса. В данную работу была подключена и творческая группа детского сада, состоящая из опытных воспитателей.
(слайд 31) Внедряя инновационные методики и технологии в образовательный процесс ДОУ, мы увидели, что у детей развивается оригинальность мышления на основе нестандартных действий. Проектная, познавательно – исследовательская деятельность, музейная педагогика, применение ИКТ технологий позволяет поддерживать детскую инициативу, развивать творческую свободную личность.
У дошкольников наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии. Дети приобретают опыт взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое мнение.