Краткая характеристика рабочей программы дополнительного образования
по физической культуре
Дополнительная образовательная программа секционной работы по физическому воспитанию кружка «Крепыш» имеет направленность – занятия с мячом «Школа мяча». Важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из главных форм жизнедеятельности растущего организма является двигательная активность. От нее во многом зависит развитие физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение рабочего материала, настроение и долголетие организма. Занятие с мячом направлены на удовлетворение естественной потребности ребенка в движении, в процессе их у детей развивается интерес к различным видам и формам двигательной активности, формируется осознанное отношение к двигательной активности; они повышают эмоциональный тонус детей, позволяют раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствуют эмоциональной смене деятельности. «Школа мяча» это развитие крупных и мелких мышц обеих рук; увеличение подвижности суставов пальцев и кистей рук; ЦНС; координационных способностей, глазомера, ритмичности, согласованности движений; координационных способностей: быстроты, силы, ловкости.
1.1. Цель занятий с использованием мяча — Развивать двигательные качества детей, потребность в ежедневной активности детей, осознанное отношение к своему здоровью.
1.2. Задачи спортивного кружка «Крепыш»:
- Формировать навыки простейших действий с мячом: катание и бросание мяча руками, отбивание, метание, забрасывание, прокатывание мяча ногами;
- Эмоционально – личностное отношение детей к играм с мячом, начиная от простого восприятия и интереса до устойчивых активных проявлений самого ребенка;
- Развивать нервно – мышечную координацию посредством ритмической гимнастики с мячами и самостоятельных игр;
- Знакомство детей со спортивными играми: баскетбол, волейбол, футбол.
2. Структура рабочей программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Образовательная деятельность в рамках «Школы мяча» рассчитана на два года: первый для детей 5-6лет, второй – для детей 6-7лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребенка доминирующую роль играют чувствительные, зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением самых простых действий. Для создания и поддержания познавательной мотивации у дошкольников на базе детского сада создается «Музей мяча», где детям будет интересно узнать историю мяча, когда он появился, и кто его придумал, какие игры с мячом есть у народов мира и какие мячи нужны для игр.
Материально – техническое обеспечение.
Работа кружка проходит в спортивном зале и на воздухе. В спортивном зале имеются мячи различных размеров – начиная от самого малого размера и до большого размера, такие для футбола, волейбола, баскетбола.
Тематическое планирование.
Кружковая работа кружка «Крепыш» представлена вариативной (модульной) частью, которая проводится во 2 половине дня.
Формы и режим занятий:
Занятия с мячом строятся аналогично занятиям общеразвивающего вида, т.е. состоят из трёх частей.
Первая (вводная) часть занимает 7 минут. Включает строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, ОРУ.
Основная часть (13-15 мин) работа с мячом,
Подвижная игра (2-3мин).
Заключительная часть (3-5 минут) включает комплекс упражнений на расслабление мышц и снятие утомления.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трех этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования двигательных знаний и навыков.
Начальный этап обучения в «Школе мяча»:
Ожидаемые результаты: дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают умения следить за траекторией полета мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.
Этап углубленного обучения
Ожидаемые результаты: дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений характеризуются уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков
Ожидаемые результаты: закрепление полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным, только когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Основные двигательные действия секционных занятий «Школа мяча»
детей 5-6лет, 6-7лет
- Катание и бросание мяча руками
- Отбивание мяча
- Метание, забрасывание
- Прокатывание мяча ногами
- Ритмическая гимнастика с мячом
- Самостоятельные игры с мячами.
Организационно – методические указания:
Ловля мяча двумя руками – основная задача погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. Подойти к мячу на удобное расстояние, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть. Развивается глазомер, меткость, координация движений, ловкость. Укрепляются мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Подбрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захват мяча, силы замаха согласования со способами (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). Плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол, как на месте, так и с продвижением вперед (ведение мяча). Целесообразно формировать навыки владения мячом посредством подвижных игр, дети контролируют свои движения, учатся понимать, правильно или нет они выполняют, учатся вести себя в коллективе, соблюдают правила игры. Совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания, ведения и ловли
Критерии диагностической оценки выполнения:
- 3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
- 2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
- 1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
- 0 баллов — отказ от выполнения движения.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий
Список литературы:
Рабочая программа составлена на основании Щербак А.П. кандидата педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания и спортивной тренировки филиала Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского.
Журнал «Инструктор по физкультуре» № 4-2009г. «Обучение элементам игры в футбол» Москва ТЦ «Сфера» 2009г
Журнал «Инструктор по физкультуре» № 3-2013г. «Школа мяча» Москва ТЦ «Сфера» 2013г.
«Сценарий оздоровительных досугов для детей 6 – 7 лет» М.Ю. Картушина
ТЦ «Сфера» Москва 2004 г.
В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» Москва «Просвещение» 1986г.