Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 13:54 |
Мой сайт | |
Приветствую Вас Гость |
|
"Юный эколог"Пояснительная записка Программа составлена на основе парциальной программы С.Н. Николаева «Юный эколог» 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2016г. В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. При построении системы работы по экологическому образованию дошкольников очень важно учитывать сочетаемость задач реализуемой основной образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической направленности. Настоящая программа разработана на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы Образовательные: · формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе; · осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи; · на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания; · формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека; · показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир; Воспитательные: · привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; · воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; · воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам. Развивающие: · развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой; · развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; · привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Принципы построения и реализации Программы
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в месяц, по 25 минут. Методика работыпредполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: - игра – путешествие; - занятия в игровой форме; -экскурсии в природу; - досуги; - экспериментальная деятельность; Методы проведения: -рассматривание картин; -демонстрация фильмов; -труд в природе; -коллективный труд; -индивидуальные поручения.
Планируемые результаты Ожидаемые результаты: - назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку. - различать и называть некоторые растения ближайшего окружения. - называть времена года. - знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе. - называть времена года, отмечать их особенности. -знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. -знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. - бережно относиться к природе. - знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые. - знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений. - знать правила поведения в природе и соблюдать их.
Система мониторинга Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
Педагогическая диагностика Возрастные особенности детей: Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: Дети старшего дошкольного возраста овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене временгода, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней. Вопросы к диагностической карте 1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы 2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы 3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе 4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи 5.Знание характерных признаков разных времен года 6.Знание причины смены времен года 7.Знает и различает 4-5 видов деревьев 8. Растения леса, сада, луга, поля 9.Комнатные растения 10.Условия необходимые для роста растения 11. Уход за растения в уголке природы и на участке 12.Домашние животные и их детеныши 13.Дикие животные средней полосы и их детеныши 14. Зимующие и перелетные птицы 15.Насекомые 16.Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы 17.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности Учебный план.
Методическое обеспечение.
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам»:«Весна»;«Времена года»;«Зима»;«Лето»;«Осень»;«Родная при рода». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах». |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сайт управляется системой uCoz |