Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 13:54

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Юный эколог"

Пояснительная записка

Программа составлена на основе парциальной программы С.Н. Николаева «Юный эколог» 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2016г.

В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

При построении системы работы по экологическому образованию дошкольников очень важно учитывать сочетаемость задач реализуемой основной образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической направленности.

Настоящая программа разработана на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

 

Задачи программы

Образовательные:

· формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

· осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

· на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

· формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

· показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

· воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

· воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

· развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

· развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

 

Принципы построения и реализации Программы

 

Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в месяц, по 25 минут.

Методика работыпредполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

 

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Наглядные

Практические

Словесные

Экскурсии

Целевые прогулки

Наблюдения

Показ сказок (педагогом, детьми)

Рассматривание иллюстраций, репродукций

Эксперименты (кратковременные длительные)

Определение по определённым предмета признакам

Продуктивная деятельность детей,

Оформление гербарий, коллекций,

Изготовление наглядных пособий

Игра

Дидактические игры (настольно-печатные, словесные),

Игры-занятия Подвижные игры

Творческие игры

Рассказывание

Беседа

Чтение художественной и научно-популярной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:

- назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

- называть времена года.

- знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.

- называть времена года, отмечать их особенности.

-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.

- бережно относиться к природе.

- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

- знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

- знать правила поведения в природе и соблюдать их.

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Система мониторинга

Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:

  • первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре.
  • итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.

Педагогическая диагностика

Возрастные особенности детей:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети старшего дошкольного возраста овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять

адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене временгода, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и

умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения

специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Вопросы к диагностической карте

1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы

2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы

3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе

4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

5.Знание характерных признаков разных времен года

6.Знание причины смены времен года

7.Знает и различает 4-5 видов деревьев

8. Растения леса, сада, луга, поля

9.Комнатные растения

10.Условия необходимые для роста растения

11. Уход за растения в уголке природы и на участке

12.Домашние животные и их детеныши

13.Дикие животные средней полосы и их детеныши

14. Зимующие и перелетные птицы

15.Насекомые

16.Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

17.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности

Учебный план.

Части образовательного

процесса

Время, затраченное

на НОД

Количество занятий

в неделю

Время, затраченное

на НОД

в год

Количество

занятий в год

1.

С.Н. Николаева «Юный эколог2

25 мин

0,5

450 мин

18

 

Всего:

 

0,5

450 мин

18

             

Методическое обеспечение.

    1. Парциальная программа С.Н. Николаева «Юный эколог» Москва-Синтез 2016 г.
    2. С. Н. Николаева система работы в старшей группе детского сада 5-6 лет. Москва-Синтез 2016 г.
  • Наглядно-дидактические пособия

Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котята­ми»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние жи­вотные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».

Серия «Рассказы по картинкам»:«Весна»;«Времена года»;«Зима»;«Лето»;«Осень»;«Родная при рода».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Рас­скажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите де­тям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Скрипт
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz