Пояснительная записка
Программа составлена на основе парциальной программы С.Н. Николаева «Юный эколог» 3-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2016г.
В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
При построении системы работы по экологическому образованию дошкольников очень важно учитывать сочетаемость задач реализуемой основной образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической направленности.
Настоящая программа разработана на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы
Образовательные:
· формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
· осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
· на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
· формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
· показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
· воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
· воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
· развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
· развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
· привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Принципы построения и реализации Программы
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в месяц, по 25 минут.
Методика работыпредполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные |
Практические |
Словесные |
Экскурсии Целевые прогулки Наблюдения Показ сказок (педагогом, детьми) Рассматривание иллюстраций, репродукций Эксперименты (кратковременные длительные) Определение по определённым предмета признакам |
Продуктивная деятельность детей, Оформление гербарий, коллекций, Изготовление наглядных пособий Игра Дидактические игры (настольно-печатные, словесные), Игры-занятия Подвижные игры Творческие игры |
Рассказывание Беседа Чтение художественной и научно-популярной литературы |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
- назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
- называть времена года.
- знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.
- называть времена года, отмечать их особенности.
-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.
- бережно относиться к природе.
- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
- знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- знать правила поведения в природе и соблюдать их.
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Система мониторинга
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре.
- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.
Педагогическая диагностика
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети старшего дошкольного возраста овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене временгода, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и
умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Вопросы к диагностической карте
1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы
2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы
3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе
4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
5.Знание характерных признаков разных времен года
6.Знание причины смены времен года
7.Знает и различает 4-5 видов деревьев
8. Растения леса, сада, луга, поля
9.Комнатные растения
10.Условия необходимые для роста растения
11. Уход за растения в уголке природы и на участке
12.Домашние животные и их детеныши
13.Дикие животные средней полосы и их детеныши
14. Зимующие и перелетные птицы
15.Насекомые
16.Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
17.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности
Учебный план.
№ |
Части образовательного процесса |
Время, затраченное на НОД |
Количество занятий в неделю |
Время, затраченное на НОД в год |
Количество занятий в год |
|
1. |
С.Н. Николаева «Юный эколог2 |
25 мин |
0,5 |
450 мин |
18 |
|
|
Всего: |
|
0,5 |
450 мин |
18 |
|
Методическое обеспечение.
-
- Парциальная программа С.Н. Николаева «Юный эколог» Москва-Синтез 2016 г.
- С. Н. Николаева система работы в старшей группе детского сада 5-6 лет. Москва-Синтез 2016 г.
- Наглядно-дидактические пособия
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»:«Весна»;«Времена года»;«Зима»;«Лето»;«Осень»;«Родная при рода».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».